День рождения знаменитого поэта Роберта Бернса (1759 - 1796) является национальным праздником в Шотландии, на родине поэта. Шотландцы очень гордятся своим знаменитым соотечественником и чтут его память.
День рождения Роберта Бернса принято праздновать в форме ужина (так называемого Burns Supper), проводимого по определенному сценарию. Сначала - небольшое сценическое действо, со стихами, песнями и народными танцами. В Шотландии Бернс почитается как символ нации, а потому день рождения поэта - один из самых любимых праздников в стране холмов - отмечается широко и шумно.
В этот день из гардероба достается национальный костюм шотландцев. Килт и рисунок ткани - шотландка - передается только по семейной линии и определяет принадлежность к тому или иному клану. Кланы берут свое начало с давних времен, когда только горцы (шотландцы, живущие в горах, а не на равнине) были разделены на кланы-семьи. Принадлежность к тому или иному клану до сих пор является важной характеристикой шотландской семьи.
Застолье в день Бернса состоит исключительно из блюд шотландской кухни. Хагис традиционно готовился из мелко порубленного ливера барана с добавлением овсянки и специй. Вместе с хагисом на праздничный стол подаются вареный картофель и репа. На десерт знающая хозяйка приготовит кранихен - взбитые сливки с малиной и поджаренными овсяными хлопьями, слегка напоминающие по вкусу якутский керчах. И, конечно, на столе в этот день - знаменитый шотландский виски.
Бернс родился в семье фермера. Ещё в школе Роберт начал записывать в тетрадь свои первые стихи. Писал он только о том, что пережил и прочувствовал сам - радости и скорби, любовь к женщинам, преданность родине. Молодость Бёрнса прошла в нужде и тяжёлых трудах и, как это обычно случается, пробудила в нем любовь. У него была бурная полная романов личная жизнь. Его тематика - это любовь, свобода, шотландская природа и история. Шотландский язык был для него не отмирающим диалектом, а изысканным поэтическим инструментом. Поэзия очаровывает своей простотой, игривостью и удивительной музыкальностью.
Старая шотландская народная поэзия повлияла на творчество Бернса. Он собирал тексты и мелодии, дополнял их строфами собственного сочинения, утраченные или непристойные - заменял своими. Зачастую невозможно установить, где народные тексты, а где тексты Бернса. В Шотландии много памятников любимому национальному поэту. Есть даже памятники и с воспетыми Бернсом горной маргариткой, примятой плугом, и полевой мышью, чье гнездо было разорено поэтом-пахарем.
Бернса превозносят как романтического поэта, однако его стихи и баллады отражают практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. Творчество Бернса знаменовало расцвет шотландской поэзии - лирической, земной, сатирической, подчас озорной.
И сейчас нет ни одного шотландского дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце» (My Heart’s in the Highlands), которое полно любви к Шотландии - родине поэта.
В горах мое сердце... Доныне я там,
По следу оленя лечу по скалам,
Гоню я оленя, пугаю козу,
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Прощай, моя родина! Север, прощай -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Праздник проводится не только в Шотландии, но и во многих областях Британии.
День рождения Роберта Бернса принято праздновать в форме ужина (так называемого Burns Supper), проводимого по определенному сценарию. Сначала - небольшое сценическое действо, со стихами, песнями и народными танцами. В Шотландии Бернс почитается как символ нации, а потому день рождения поэта - один из самых любимых праздников в стране холмов - отмечается широко и шумно.
В этот день из гардероба достается национальный костюм шотландцев. Килт и рисунок ткани - шотландка - передается только по семейной линии и определяет принадлежность к тому или иному клану. Кланы берут свое начало с давних времен, когда только горцы (шотландцы, живущие в горах, а не на равнине) были разделены на кланы-семьи. Принадлежность к тому или иному клану до сих пор является важной характеристикой шотландской семьи.
Застолье в день Бернса состоит исключительно из блюд шотландской кухни. Хагис традиционно готовился из мелко порубленного ливера барана с добавлением овсянки и специй. Вместе с хагисом на праздничный стол подаются вареный картофель и репа. На десерт знающая хозяйка приготовит кранихен - взбитые сливки с малиной и поджаренными овсяными хлопьями, слегка напоминающие по вкусу якутский керчах. И, конечно, на столе в этот день - знаменитый шотландский виски.
Бернс родился в семье фермера. Ещё в школе Роберт начал записывать в тетрадь свои первые стихи. Писал он только о том, что пережил и прочувствовал сам - радости и скорби, любовь к женщинам, преданность родине. Молодость Бёрнса прошла в нужде и тяжёлых трудах и, как это обычно случается, пробудила в нем любовь. У него была бурная полная романов личная жизнь. Его тематика - это любовь, свобода, шотландская природа и история. Шотландский язык был для него не отмирающим диалектом, а изысканным поэтическим инструментом. Поэзия очаровывает своей простотой, игривостью и удивительной музыкальностью.
Старая шотландская народная поэзия повлияла на творчество Бернса. Он собирал тексты и мелодии, дополнял их строфами собственного сочинения, утраченные или непристойные - заменял своими. Зачастую невозможно установить, где народные тексты, а где тексты Бернса. В Шотландии много памятников любимому национальному поэту. Есть даже памятники и с воспетыми Бернсом горной маргариткой, примятой плугом, и полевой мышью, чье гнездо было разорено поэтом-пахарем.
Бернса превозносят как романтического поэта, однако его стихи и баллады отражают практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. Творчество Бернса знаменовало расцвет шотландской поэзии - лирической, земной, сатирической, подчас озорной.
И сейчас нет ни одного шотландского дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце» (My Heart’s in the Highlands), которое полно любви к Шотландии - родине поэта.
В горах мое сердце... Доныне я там,
По следу оленя лечу по скалам,
Гоню я оленя, пугаю козу,
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Прощай, моя родина! Север, прощай -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Праздник проводится не только в Шотландии, но и во многих областях Британии.
Этот праздник очень важен для жителей Уэльса...
1 марта
Святой Дэвид - покровитель Уэльса. Этот праздник очень важен для жителей Уэльса и празднуется, как патриотический и культурный фестиваль Уэльса во всем мире. Чествовать святого будут не только валлийцы, но и жители других стран, предки которых жили в Уэльсе. В Нью-Йорке небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг будет подсвечен в зелено-красно-белые цвета.
Многие пророки говорили, что при рождении Святого Дэвида ему предрекалось много чудес. 1 марта является днем смерти Дэвида. День Святого Дэвида отмечается как религиозный фестиваль с Протестантской Реформации 16-го столетия. В 18-ом столетии этот день стал национальным фестивалем Уэльса, и является таковым по сей день.
Сведения о святом Давиде, церковном деятеле второй половины VI века, дошли до наших дней из работы некоего Ригифарка, жившего в конце XI века.
Как гласит легенда, за 30 лет до рождения Давида к святому Патрику снизошел ангел и сообщил ему, что в Уэльсе родится великий святой.
Отец святого Давида был князем по имени Санд. Мать, которую звали Нон, тоже имела дворянские корни. Существует версия, что она приходилась племянницей королю Артуру.
Санд просил руки Нон, ему было отказано, но он не смог сдержать своего влечения к девушке. Согласно легенде, когда мальчик родился, небо пронзила молния и разбила скалу пополам.
Монах по имени Павлиний учил Святого Давида. Монах был слеп. Давид исцелил монаха, осенив того крестным знамением. Павлиний благословил Давида проповедовать христианскую веру на территории Британии, просвещать древних кельтов.
Считается, что за годы странствий Давид основал 12 монастырей. Святой Давид призывал монахов вести скромную жизнь и усердно работать.
Братья вставали на заре и трудились на полях до самого заката. Давид запрещал использовать в работе животных: плуг братья-монахи тащили сами. Братья ели овощи и хлеб и пили молоко или воду. Сам же Давид пил только воду, отсюда пошло его прозвище Aquaticus.
Слава о святом Давиде еще при жизни разлетелась по всей Британии. Его хижина стала местом паломничества. Одна из самых известных легенд о святом Давиде рассказывает о том, что во время его обращения к пастве земля под его ногами поднялась, образуя холм.
Многие ученые полагают, что после возвращения из Иерусалима он был провозглашен архиепископом Уэльса. Другие исследователи с этим утверждением не согласны, считая, что в то время речь об отдельном архиепископстве Уэльса идти не могла.
Бесспорно одно: Святой Давид был центральной церковной фигурой того времени, и его жизнь пришлась на подъем христианского сознания валлийцев.
В 640 г. нашей эры между валлийцами под предводительством короля Уэльса Cadwallader и саксами произошла битва, во время которой Святой Дэвид предложил валлийцам прикрепить к шляпам стебли лука-порея, чтобы отличить себя от врагов. Битва была выиграна, Святой Дэвид(Дьюи) в 1120 г. был канонизирован римской церковью как первосвященник, обращавший в христианство кельтские племена. Лук-порей стал эмблемой славы Уэльса, и валлийцы 1-го марта отмечают St. David Day в честь победы Короля.
В этот день повсюду видны изображения св. Давида с голубкой на плече - символом святого духа. Многие валлийцы прикрепляют к одежде национальные символы - нарцисс или лук-порей. В Кардиффе, столице Уэльса проходят праздничные мероприятия, а на столах в каждой валлийской семье бывает традиционный суп из лука-порея – Cawl Cennin. Дети приходят в этот день в школу одетыми в национальные костюмы. А подростки обычно устраивают конкурсы хорового пения.
1 марта
Святой Дэвид - покровитель Уэльса. Этот праздник очень важен для жителей Уэльса и празднуется, как патриотический и культурный фестиваль Уэльса во всем мире. Чествовать святого будут не только валлийцы, но и жители других стран, предки которых жили в Уэльсе. В Нью-Йорке небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг будет подсвечен в зелено-красно-белые цвета.
Многие пророки говорили, что при рождении Святого Дэвида ему предрекалось много чудес. 1 марта является днем смерти Дэвида. День Святого Дэвида отмечается как религиозный фестиваль с Протестантской Реформации 16-го столетия. В 18-ом столетии этот день стал национальным фестивалем Уэльса, и является таковым по сей день.
Сведения о святом Давиде, церковном деятеле второй половины VI века, дошли до наших дней из работы некоего Ригифарка, жившего в конце XI века.
Как гласит легенда, за 30 лет до рождения Давида к святому Патрику снизошел ангел и сообщил ему, что в Уэльсе родится великий святой.
Отец святого Давида был князем по имени Санд. Мать, которую звали Нон, тоже имела дворянские корни. Существует версия, что она приходилась племянницей королю Артуру.
Санд просил руки Нон, ему было отказано, но он не смог сдержать своего влечения к девушке. Согласно легенде, когда мальчик родился, небо пронзила молния и разбила скалу пополам.
Монах по имени Павлиний учил Святого Давида. Монах был слеп. Давид исцелил монаха, осенив того крестным знамением. Павлиний благословил Давида проповедовать христианскую веру на территории Британии, просвещать древних кельтов.
Считается, что за годы странствий Давид основал 12 монастырей. Святой Давид призывал монахов вести скромную жизнь и усердно работать.
Братья вставали на заре и трудились на полях до самого заката. Давид запрещал использовать в работе животных: плуг братья-монахи тащили сами. Братья ели овощи и хлеб и пили молоко или воду. Сам же Давид пил только воду, отсюда пошло его прозвище Aquaticus.
Слава о святом Давиде еще при жизни разлетелась по всей Британии. Его хижина стала местом паломничества. Одна из самых известных легенд о святом Давиде рассказывает о том, что во время его обращения к пастве земля под его ногами поднялась, образуя холм.
Многие ученые полагают, что после возвращения из Иерусалима он был провозглашен архиепископом Уэльса. Другие исследователи с этим утверждением не согласны, считая, что в то время речь об отдельном архиепископстве Уэльса идти не могла.
Бесспорно одно: Святой Давид был центральной церковной фигурой того времени, и его жизнь пришлась на подъем христианского сознания валлийцев.
В 640 г. нашей эры между валлийцами под предводительством короля Уэльса Cadwallader и саксами произошла битва, во время которой Святой Дэвид предложил валлийцам прикрепить к шляпам стебли лука-порея, чтобы отличить себя от врагов. Битва была выиграна, Святой Дэвид(Дьюи) в 1120 г. был канонизирован римской церковью как первосвященник, обращавший в христианство кельтские племена. Лук-порей стал эмблемой славы Уэльса, и валлийцы 1-го марта отмечают St. David Day в честь победы Короля.
В этот день повсюду видны изображения св. Давида с голубкой на плече - символом святого духа. Многие валлийцы прикрепляют к одежде национальные символы - нарцисс или лук-порей. В Кардиффе, столице Уэльса проходят праздничные мероприятия, а на столах в каждой валлийской семье бывает традиционный суп из лука-порея – Cawl Cennin. Дети приходят в этот день в школу одетыми в национальные костюмы. А подростки обычно устраивают конкурсы хорового пения.
День Святого Патрика (St'Patricks Day) – это изначально ирландский праздник, имеющий британские корни. Он отмечается в честь покровителя Ирландии- Святого Патрика. По преданию, св.Патрик изгнал с острова всех змей и принёс в Ирландию христианство.
Существует несколько легенд об этом святом. По одной из них св. Патрик родился 17 марта 415 г. в Уэльсе в семье дьякона местной церкви. В 16 лет он был взят в плен пиратами, привезён в Ирландию, где попал в услужение к вождю Милчу. Юноша был пастухом. О том периоде жизни он позже писал: "Я молился по многу раз в день. Любовь к Господу и страх Божий все больше и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась". Как гласит легенда, через шесть лет он услышал голос Бога: " "Скоро ты вернешься домой". "Смотри, твой корабль ждет". Патрик бежал из плена и, благодаря молитвам, смог уговорить капитана взять его на корабль.
Позже он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который помог ему укрепиться на пути духовного развития. Спустя годы св. Патрик вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I. В честь него названа гора Croagh Patrick, где он постился в течении сорока дней и ночей. Именно на этой горе, как гласит предание, св. Патрик совершил одно из своих чудес - повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.
До наших дней сохранились автобиография св. Патрика - "Исповедь", одно послание и молитва "Щит Св. Патрика" ("Мольба оленя"). Считается, что эта молитва ограждает от всякого зла. Согласно легенде, с этой молитвой он шел с учениками мимо засады противников христианства. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходивших мимо оленей.
По традиции в День Святого Патрика устраиваются костюмированные парады с духовыми оркестрами. Многие считают, что эту традицию привнесли в праздник американцы. В этот день всё кругом зеленеет – зелёное пиво, сувениры, одежда. В наши дни День св. Патрика - это праздник весны и радости, который отмечается не только в Ирландии, Великобритании, но и за их пределами.
Существует несколько легенд об этом святом. По одной из них св. Патрик родился 17 марта 415 г. в Уэльсе в семье дьякона местной церкви. В 16 лет он был взят в плен пиратами, привезён в Ирландию, где попал в услужение к вождю Милчу. Юноша был пастухом. О том периоде жизни он позже писал: "Я молился по многу раз в день. Любовь к Господу и страх Божий все больше и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась". Как гласит легенда, через шесть лет он услышал голос Бога: " "Скоро ты вернешься домой". "Смотри, твой корабль ждет". Патрик бежал из плена и, благодаря молитвам, смог уговорить капитана взять его на корабль.
Позже он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который помог ему укрепиться на пути духовного развития. Спустя годы св. Патрик вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I. В честь него названа гора Croagh Patrick, где он постился в течении сорока дней и ночей. Именно на этой горе, как гласит предание, св. Патрик совершил одно из своих чудес - повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.
До наших дней сохранились автобиография св. Патрика - "Исповедь", одно послание и молитва "Щит Св. Патрика" ("Мольба оленя"). Считается, что эта молитва ограждает от всякого зла. Согласно легенде, с этой молитвой он шел с учениками мимо засады противников христианства. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходивших мимо оленей.
По традиции в День Святого Патрика устраиваются костюмированные парады с духовыми оркестрами. Многие считают, что эту традицию привнесли в праздник американцы. В этот день всё кругом зеленеет – зелёное пиво, сувениры, одежда. В наши дни День св. Патрика - это праздник весны и радости, который отмечается не только в Ирландии, Великобритании, но и за их пределами.
Некоторые считают, что первоначально 1-е апреля праздновалось во многих странах как день весеннего солнцестояния. Празднества дня весеннего солнцестояния сопровождались шутками, шалостями и веселыми проделками.
Есть и другая, более распространенная версия возникновения праздника. До того как в 16-м веке Карл 9 реформировал во Франции календарь с Викторианского на Грегорианский, Новый год праздновался не 1-го января, а в конце марта. Новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1-го апреля. В новогодние праздники принято веселиться не только в настоящее время, но и те далекие времена. Новости в то время распространялись очень медленно, а некоторые не получали новостей по несколько лет. Некоторые консервативно настроенные (а возможно, просто неосведомленные) люди продолжали праздновать Новый Год по старому стилю 1 апреля. Другие смеялись и подшучивали ними, преподносили дурацкие подарки и называли апрельскими дураками (April's Fools). Так и возник так называемый День Дураков. Затем это превратилось в традицию. В Шотландии этот день называют Днем Кукушки.
Обычные розыгрыши для Дня Дурака - сказать «у тебя шнурки развязаны», перевести стрелки часов. Все заканчивается тем, что жертве говорят «апрельский дурак» (April's Fool). В этот день принято посылать веселые открытки и дарить подарки. Как правило, это какие-то небольшие смешные сувенирчики. Обычно шутки разыгрывают на друзьях и знакомых. Но и средства массовой информации принимают участие в розыгрышах. Правда, есть одна специфическая черта: время розыгрышей ограничено – только до 12 часов дня.
Широкую распространенность праздник приобрел в 18-м веке. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях. На первое апреля принято было подшучивать друг над другом, а также давать друг другу бессмысленные поручения, например, найти и принести сладкий уксус.
В Шотландии первоапрельский День Дураков отмечается в течение 2 суток. Обманутый 1 апреля слывет «разиней». Второй же день празднования имеет свое название - День Хвоста (Taily Day) и особую специфику: все шутки и розыгрыши этого дня посвящаются исключительно части человеческого тела, расположенной ниже талии со стороны спины. Большой популярностью пользуется подкладывание на стул специальных резиновых мешков, издающих при надавливании звуки, считающиеся в обществе неприличными. Повсюду можно встретить картинки, плакаты, значки с призывом «Дай мне пинка», который, собственно, и является девизом Дня Хвоста.
В Великобритании принято разыгрывать друг друга только по утрам. Жертв обмана называют «болванами».
Первоапрельский День Дураков - праздник неофициальный. 1 апреля не является выходным, в этот день не дарят подарков и не устраивают торжественных застолий. Только смех и шутки - круглые сутки! Ведь как не согласиться с Марком Твеном: «Будем благодарны дуракам. Ведь только благодаря ним большинство из нас преуспели».
Хочется заметить: когда ты думаешь над тем, как бы пооригинальнее подшутить над знакомым, не забывай, что лучшая шутка - та, над которой громче всех смеется тот, над кем подшутили.